Дисциплина Безопасность жизнедеятельности 4 семестр

Цель дисциплины

Целью и задачей преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является формирование у будущих специалистов профессионального мышления и привитие им навыков анализа поведения систем "человек - производство" и "человек - чрезвычайная ситуация" для организации их оптимального, безопасного взаимодействия и принятия решений по устранению или минимизации ущерба жизнедеятельности человека.

Связь с другими дисциплинами

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" относится к профессионально-ориентированным дисциплинам и обеспечивает содержательную взаимосвязь с дисциплинами технического, гуманитарного и социально-экономического цикла, материал дисциплины основывается на знаниях обучающихся общей физике, электротехнике, химии и высшей математике технического ВУЗа.

Методы обучения

- лекции;
- лабораторные работы;
- тестирования;
- консультации преподавателей;
- самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, выполнение отчётов по лабораторным работам, подготовка к текущему и итоговому контролю и т.п.

Требования

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:
ЗНАНИЯ:
на уровне представлений: знать основные положения законодательств по охране труда РФ, ориентироваться и разбираться в стандартах ССБТ; иметь представление о производственной санитарии, понимать назначение нормативных документов.
на уровне воспроизведения: знать характер воздействия вредных факторов и понимать необходимость защиты от них; знать основные эргономические требования к рабочему месту оператора ПК, допустимые значения вредных воздействий; знать основные принципы безопасности труда и знать, как они реализуются; знать опасные производственные факторы, правила техники безопасности и метода и средства защиты; знать классификацию и характеристики чрезвычайных ситуаций, основные принципы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
на уровне понимания: понимать необходимость прогнозирования чрезвычайных ситуаций и знать перечень мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; знать мероприятия по защите населения в случае чрезвычайной ситуации и понимать необходимость обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

УМЕНИЯ:
теоретические: владеть базовыми навыками принятия решений по безопасности жизнедеятельности в социальной и профессиональной сферах; понимать основные тенденции и научные направления развития сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности; интегрировать  знания из освоенных предметных областей (технических, естественнонаучных, гуманитарных и др.) для понимания проблем безопасности жизнедеятельности; осуществлять научный анализ поступающей информации в сфере безопасности жизнедеятельности.
практические: уметь применять полученные знания на практике в рамках организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий для защиты человека от воздействия опасных, вредных и поражающих факторов на производстве и в условиях чрезвычайных ситуаций; уметь пользоваться современными инструментами и приборами для анализа и измерения параметров опасных и вредных факторов; уметь пользоваться системой стандартов безопасности труда и нормативными документами.

НАВЫКИ:
уметь использовать количественные показатели для оценки качества условий безопасности жизнедеятельности; владеть навыками аргументации и формирования суждений при интеллектуальной деятельности в профессиональных (техники и технологий) сферах; быть способны формировать перспективные модели интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального самосовершенствования; проявлять готовность к адаптации в быстро изменяющихся условиях социальной и личностной сфер деятельности; быть способным работать в коллективах, возглавлять их, учитывать индивидуальные особенности членов коллектива, направлять их деятельность.