Дисциплина Культурология 3 семестр

Цель дисциплины


Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
 знания:
на уровне представлений: - о культурологических концепциях существования и развития культуры; - о культуре в двух аспектах: как мире культуры в целом, так и в ее конкретных проявлениях - искусстве, религии, языке, морали, культуре повседневности и т.д.; - о динамике развития мировой и отечественной культуры; - об особенности исторических и региональных типов культур и их основных достижения; - о мировых религиях и межконфессиональных отношениях; - об основных тенденциях развития культуры в эпоху информационного общества.
на уровне воспроизведения: - продемонстрировать знание основных понятий "культура" и "цивилизация", "культура" и "природа"", "культура" и "личность" в зарубежной и отечественной культурологической мысли; - изложить взгляды исследователей – культурологов на место культуры; - основные достижения мировой и отечественной культуры и закономерности их развития. на уровне понимания: - понимать место и роль культурологии в системе гуманитарного знания; - понимать динамику развития представлений о культуре в зарубежной и отечественной культурологической мысли; - понимать особенности и характерные черты отечественной культуры и перспективы ее развития; - понимать роль культуры как источника позитивных межкультурных, межнациональных, межэтнических и межконфессиональных коммуникаций;
 умения:
теоретические: - классифицировать определения культуры и цивилизации и уметь их обосновать; - перечислять основные формы и виды культуры и их динамику в культурно-историческом процессе; - обосновывать основные этапы становления искусства, религиозных конфессий и их роль в развитии культуры и уметь перечислить их в хронологической последовательности.
 Практические: - использовать теоретические знания для применения познавательной, информационной, адаптивной, нормативной и других функций культуры в профессиональной и социальной жизнедеятельности; навыки: - приобрести навыки применения необходимого и достаточного категориального аппарата в сфере культурологического знания; - выработать навыки применения междисциплинарных подходов, выработанных в других учебных дисциплинах на основе культурологического знания; - приобрести навыки системного понимания культурного и общественного развития; - выработать навыки, способствующие культурному и социальному межкультурному взаимодействию.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:
Общекультурных
ОК-1 - способностью владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
ОК- 2 - способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеть культурой мышления (ОК-2);
ОК-3 - способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-3);
ОК-4 - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при разрешении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-4);

Связь с другими дисциплинами

Дисциплина "Культурология" относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание основ отечественной и мировой истории, представление об этапах мирового культурно-исторического процесса, наиболее значимых достижений мирового искусства: литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки и т.д.; умения говорить и писать на родном языке, анализировать информацию, владеть навыками поиска информации в области гуманитарных наук, информационными технологиями для подготовки презентаций докладов и рефератов.
Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин, которые изучаются в средней школе и вузе: культура Санкт-Петербурга, Отечественная история, риторика, основы логической культуры  т.д. Культурология служит основой для освоения дисциплин социального и философского направления, а также имиджа и делового этикета; художественных стилей Западной Европы и России.

Методы обучения

  • Лекции;
  • семинары;
  • коллоквиумы;
  • самостоятельная работа студента;
  • консультации;
  • тьютерство.

Требования

Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов СПбГУ ИТМО (БАРС).
Текущая аттестация
студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине в следующих формах:
• Компьютерное тестирование;
• выступления на практических занятиях;
• участие в дискуссии на семинарах;
• подготовка презентаций к выступлениям и домашним заданиям;
• домашние задания: культурологическая практика, написание эссе, рефератов и т.д.
• работа с электронным учебно-методическим комплексом;
• сдача обучающих тестов;
• отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность).
Рубежная аттестация студентов производится по окончании модуля в следующих формах:
• защита творческих работ;
• сдача обучающих тестов в ЦДО;
Промежуточный контроль по результатам семестрам по дисциплине проходит в форме зачета.
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины и перечислены в Приложении 4. Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложениях 4 и 5 к Рабочей программе.