Описание "Видеоконференции"

Видеоконференция — интерактивная образовательная технология на основе видеоконференцсвязи для проведения учебных мероприятий, способствующих обмену опытом, получению актуальной информации о событиях, явлениях, исследования их с различных точек зрения, а также решения поставленных задач совместными усилиями в режиме реального времени.

Видеоконференцсвязь —это способ обмена видеоизображением, звуком и данными между двумя или более точками (студиями), оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами. Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать.

Технология «Видеоконференция» позволяет реализовать совместное обучение студентов, в том числе из разных вузов, сделать доступным обучение для различных категорий удаленных обучающихся– студентов заочной формы обучения, обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и др.

Посредством видеоконференции возможно проведение различных учебных мероприятий: конференций, семинаров (открытых занятий) по наиболее актуальным темам  дисциплин, защиты проектов, презентаций, круглых столов, на которых обучающиеся имеют возможность выступить с сообщением, представить результаты проделанной работы.

Проведение совместных мероприятий в режиме видеоконференции способствует расширению, закреплению и совершенствованию знаний обучающихся, развитию коммуникативных навыков, умения конструктивно, логично, кратко излагать мысли, передавать их основную суть, представлять итоги проделанной работы.

Проведение видеоконференции требует подготовку преподавателем «поминутно» продуманного сценария, в котором должно быть прописано, кто, когда и где должен находиться, что делать и за что отвечать с учетом временных, технических, кадровых ресурсов, а также материально-техническое сопровождение видеоконференции соответствующими подразделениями вуза. Сотрудничество преподавателей с ответственными подразделениями происходит в соответствии с нормативными документами, определяющими последовательность действий подразделений и порядок их взаимодействия для реализации учебного мероприятия в режиме видеоконференции.

Показателями эффективности видеоконференции можно считать активность обучающихся в ходе мероприятия, положительную обратную связь. Одним из результатов проведения видеоконференции может быть появление новых идей в рамках рассматриваемой темы, которые могут стать основой для самостоятельной проектной/исследовательской деятельности обучающихся и могут быть оформлены в виде итогового документа, составленного всеми участниками видеоконференции.

В реализации видеоконференции можно выделить следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

 

Результатом подготовительного этапа должен быть четкий, согласованный сценарий действий между всеми удаленными участниками видеоконференции, что может потребовать дополнительного времени для проведения всех согласований.

Предполагает реализацию следующих шагов:

1. Определение места проведения видеоконференции в учебном процессе.

Вучебном процессе данная технология может быть реализована по итогам изучения крупного раздела дисциплины, завершения/окончания исследовательской, проектной деятельности, когда обучающиеся имеют возможность представить результаты проделанной работы, а такжепринять участие в дискуссии.

2. Определение темы видеоконференции, ее цели и задач, составление плана мероприятия.

3. Разработка материалов для проведения видеоконференции (при необходимости):

- вопросов для обсуждения (дискуссии) по теме видеоконференции;

- списка дополнительных источников информации по теме видеоконференции.

4. Подача заявок о проведении видеоконференции в подразделения вуза, ответственные за материально-техническое сопровождение видеоконференции, согласование даты, времени начала, длительности видеоконференции.

5. Согласование даты и времени проведения тестового сеанса видеоконференцсвязи.

6. Сообщение темы и цели видеоконференции обучающимся.

7. Мотивация обучающихся к участию в видеоконференции.

8. Определение состава выступающих на видеоконференции и формата их выступлений.

9. Подготовка обучающихся к видеоконференции(подготовка выступлений, разработка презентаций, изучение дополнительных источников информации по теме).

10. Контроль и координация подготовки обучающихся к видеоконференции (проведение консультаций по подготовке к видеоконференции).

11. Подготовка программы видеоконференции (описание хода/схемы проведения мероприятия, очередность выступлений, перерыв, дискуссия и др.).

12. Подготовка оборудования и материалов для проведения видеоконференции:

- аудитория с необходимым оборудованием (конференц-зал, видеокамера, колонки и др.);

- презентации (документы, электронные материалы и др.), разработанные обучающимися, для демонстрации в ходе видеоконференции;

- носитель (диск, флеш-карта и др.), на который может быть произведена запись мероприятия (при необходимости).

13. Установление видеоконференцсвязи между всеми участниками в тестовом режиме. Возможно проведение краткого инструктажа о принципах работы перед видеокамерой.

14. Определение способа/формы контроля/критериев оценки знаний, умений, личностных качеств обучающихся по окончанию видеоконференции.

15. Определение способа организации рефлексии, самооценки обучающихся и преподавателя об участии в видеоконференции.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

Представляет собой аудиторную работу, взаимодействие участников видеоконференции, а также контроль и координацию хода мероприятия модераторами (преподавателями). Состоит из следующих шагов:

1. Открытие видеоконференции, информирование обучающихся о правилах участия на мероприятии в режиме видеоконференции.

Во вступительном слове ведущий напоминает обучающимся тему видеоконференции, сообщает о продолжительности мероприятия, количестве выступающих, их очередности, каким образом и когда можно задавать вопросы, о правилах участия в видеоконференции и др.

2. Выступления участников с сообщениями по теме видеоконференции, представление результатов проделанной работы (5-7 минут).

3. Ответы выступающего на вопросы слушателей (взаимодействие участников встречи).

4. Координация модератором хода мероприятия, контроль времени и соблюдения правил обучающимися в процессе видеоконференции.

5. Проведение дискуссии по теме видеоконференции (при необходимости).

6. Анализ и оценка выдвинутых идей (тезисов, положений, заключений), контроль и оценку знаний, умений обучающихся по теме видеоконференции (при необходимости).

7. Подготовка итогового документа (при необходимости).

8. Завершение сеанса видеоконференцсвязи: подведение итогов по теме видеоконференции, оценка активности обучающихся.

 

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

 

Предполагает получение обратной связи (анкетирование, опрос) всех участников видеоконференции, на основании анализа которой составляется отчет о проведении мероприятия в режиме видеоконференции. Состоит из следующих шагов:

1. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы по теме видеоконференции.

2. Самооценка обучающихся об участии в видеоконференции, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, личностных качеств.

3. Самооценка преподавателя о проведении видеоконференции, достижении поставленной цели и задач.

 

Дополнительные источники информации:

 

1. Кормин А.М., Козлов МД., Прокофьев А.А. Проблемы и перспективы современных компьютерных телекоммуникаций на примере видеоконференций // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: Материалы IIIМеждународной научно-практической конференции / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. — С. 88-91. URL: http://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf;

2. Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. Использование информационных технологий при формировании умений иноязычной диалогической речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №4 (58): в 3-х ч. Ч. 1. – С. 201-203.URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2016_4-1_61.pdf;

3. Талалакина Е.В. Дебаты в формате видеоконференций как способ развития общекультурных компетенций// Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4(48). — С. 47-52;

4. Фомина А.С. Подготовка и проведение учебных мероприятий в режиме видеоконференции в высшем учебном заведении // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2013. № 4. http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/500.

 

Сервис видеоконференций в ИТМО: http://dici.ifmo.ru/index.php/9-services/39-videokonferentsii.

 

Скачать PDF

 

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2017. - 100 с.