Описание "Кейс-технологии"

Кейс-технология  (от англ. «case» — случай)— интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.

Подпроблемной ситуацией понимается соотношение обстоятельств и условий, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения, в рамках которых разворачивается деятельность обучающегося или группы. В этом случае перед обучающимися возникает необходимость развивать знания, открывать новое в известном.

Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций (способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности и др.).

Кейс-технология направлена на развитие междисциплинарных знаний и умений, так как решение проблемной ситуации может быть на «стыке» разных наук, требовать применения знаний из других дисциплин и научных областей. Установление междисциплинарных связей происходит в процессе работы обучающихся над кейсом (при его анализе и выработке решения).

Поиск решения проблемы способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативные навыки и, так называемые, soft skills: умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликтов, умение убеждать и искать компромиссы и др.

Разработка кейса может осуществляться преподавателем совместно с представителем конкретной компании (работодателем) или с другими преподавателями, работающими в том научном/практическом направлении, в рамках которого он создается.

Можно использовать готовые кейсы из учебной литературы, ситуации из СМИ и Интернета, вымышленные ситуации. Информация в кейсе может быть недостаточной или избыточной для его решения и может быть представлена в разных форматах: в печатной форме, видео, мультимедиа (сочетание текстовой, звуковой и видеоинформации) и др.

Принято выделять следующие виды кейсов:

По источнику исходной информации:

     - «полевые» — основанные на реальном фактическом материале (из производственного опыта), имеющие выход на профессиональную деятельность; варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;

           - «кресельные» — вымышленные кейсы (смоделированные, гипотетические, предполагаемые ситуации).

По степени сложности:

     - низкой сложности («ситуации-иллюстрации») — представляют собой иллюстрацию к теории на конкретном занятии, подразумевают разбор перечисленных в кейсе вопросов, нахождение на них ответов;

   - средней сложности («ситуации-оценки») — представляют собой небольшое по объему описание ситуации, подразумевают обсуждение содержания кейса и его решение непосредственно на занятии;

    - высокой сложности («ситуации-проблемы») — представляют собой исследовательскую работу обучающихся над содержанием кейса от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов работы.

Итогом работы над кейсом, независимо от степени его сложности, должен быть определенный интеллектуальный продукт (проект, модель, рекомендации, ответ на вопрос) как вариант решения обозначенной проблемы.

При работе над кейсом высокой и средней степени сложности обучающиеся чаще всего делятся на команды (3-5 человек) для исследования ситуации, сбора и анализа недостающей информации, обсуждения возможных вариантов решения проблемы и выработки итогового решения. Каждая команда работает самостоятельно. Внутри команды возможно распределение ролей: капитан, аналитик(и), креативщик(и) и др. На этапе межгруппового взаимодействия команды представляют и защищают свои решения в виде проекта, модели, рекомендаций и пр.

Для оценки работы обучающихся (команд) при необходимости формируется «группа экспертов» из числа профессорско-преподавательского состава Университета ИТМО, приглашенных специалистов профильных организаций, экспертов в своей области, преподавателей других вузов. В роли эксперта может выступать и сам преподаватель. Оценивание предложенных вариантов решений кейса осуществляется на основе заранее сформулированных критериев оценивания.

Для контроля полученных знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся по итогам работы над кейсом преподаватель может предложить им дополнительное задание (контрольная работа, эссе, оценка выработанных решений и др.) и на основании результатов его выполнения сделать вывод об эффективности реализации кейс-технологии на занятии.  

При использовании данной технологии принято выделять следующие этапы: подготовительный, мотивационно-ориентировочный, основной, рефлексивно-оценочный.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

 

Данные этапы представляют собой в большей степени внеаудиторную работу преподавателя и обучающихся. Время на подготовку определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Подготовка заключается в изучении самой ситуации и в самостоятельной проработке теоретического материала обучающимися.

Этапы определяются следующими шагами:

1. Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе:

на начальном этапе– ввод, ориентация студентов в проблематику темы (дисциплины), мотивация к обучению;

при завершении изучения– выявление степени освоения материала, контроль и оценка знаний, умений, анализ глубины понимания темы.

2. Определение темы, цели(ей) и задач занятия с использованием кейса.

3. Выбор ситуации и разработка (подбор) кейса для реализации на занятии.

Требования к кейсу:

-  написан понятно, интересно, простым и доходчивым языком;

-  соответствует теоретическому содержанию дисциплины (курса);

-  описывает ситуацию, содержащую проблему (противоречие, вопрос);

-  не содержит подсказок относительно решения проблемы;

-  содержит необходимое и достаточное количество информации для его понимания.

4. Разработка критериев оценивания решения кейса и его представления.

5. Подготовка списка дополнительных источников информации по теме (при необходимости).

6. Определение формата выступлений с готовым решением кейса:

-  устное сообщение о проведенном анализе ситуации и разработанном варианте решения проблемы;

-  сообщение с презентацией, наглядным, раздаточным материалом и др.

7. Знакомство обучающихся с темой предстоящего занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии.

8. Деление на команды и распределение ролей (при необходимости). Если запланировано распределение ролей (капитан, аналитик(-и), креативщик(-и) и др.), преподавателю необходимо определить функции каждой из них и объяснить обучающимся их специфику.

9. Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся (команд) над кейсом (при необходимости).

10. Предоставление обучающимся списка дополнительных источников информации и рекомендаций по работе над кейсом (при необходимости).

Примерные рекомендации для работы с кейсом (можно подготовить и раздать обучающимся):

-  прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать;

-  прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам;

-  определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса;

-  формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач;

-  выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые Вам предстоит использовать при решении кейса;

-  перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи;

-  предложите вариант решения проблемы: объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами.

11. Изучение обучающимися дополнительных источников информации по теме, проблеме, заложенной в кейсе (при необходимости).

12. Разработка обучающимися вариантов решения кейса на основе проанализированной информации.

В работе обучающихся над кейсом низкой степени сложности подготовительный этап может отсутствовать или занимать небольшое количество времени, когда они актуализируют имеющиеся знания, изучают дополнительные источники информации (при необходимости), анализируют ситуацию и формулируют свой вариант решения проблемной ситуации непосредственно на занятии.

Если кейс содержит проблему, которая требует глубокой, длительной работы для ее решения, подготовительный этап может быть продолжительным по времени и предусматривать проведение дополнительных консультаций (при необходимости). В таком случае преподаватель может отводить на каждом последующем занятии с группой, работающей над решением кейса, небольшое количество времени на вопросы и разъяснения.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

Непосредственное проведение занятия по результатам работы над кейсом. Состоит из следующих шагов:

1. Представление и защита варианта решения предложенного кейса.

2. Координация преподавателем работы обучающихся по представлению вариантов решения кейса, контроль за выполнением правил участия на занятии.

3. Организация оценивания предложенных вариантов решений кейса.
Возможные критерии оценивания предложенных вариантов решения кейса:

-  продуктивность;

-  рациональность;

-  оригинальность;

-  степень решения проблемы;

-  объективность,

-  логичность;

-  учет ситуационных рисков, последствий;

-  экономическая выгодность;

-  аргументированность и др.

4. Предоставление информации о существующих вариантах решения кейса в практике (если есть).

5. Совместный анализ предложенных обучающимися (командами) и существующих в практике (если есть) вариантов решения кейса.

6. Совместное подведение итогов, выбор оптимального варианта решения кейса.

 

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

 

Является завершающим этапом занятия. Состоит из следующих шагов:

1. Рассмотрение результатов работы обучающихся над кейсом с позиции установления междисциплинарных связей в решении профессиональных задач.

2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы.

3. Осуществление контроля знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся посредством оценки выработанных решений, проведения контрольной работы, написание эссе и др. (при необходимости).

4. Самооценка обучающихся по результатам работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств.

5. Самооценка преподавателя о проведении занятия с применением кейс-технологии, достижении поставленных целей обучения.

 

Дополнительные источники информации о кейс-технологии:


1. Багилев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. ⦏Электронный ресурс⦐: URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/;

2. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya;

3. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади: Методология исследования и преподавания: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. — 443 с.;

4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — С. 179-188.

 

Примеры кейсов:


1. Проектный менеджмент в вузе. Учебные кейсы / учебное пособие, под ред. Ф.А. Казина, Н.Р. Тойвонена — СПб.: НИУ ИТМО, 2012. — 182 с.;

2. Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: учебно-методическое пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. — 138 с.: ил. То же ⦏Электронный ресурс⦐: URL: http://spbume.ru/up/rt/media/izd/Sbornik.pdf;

3. Чумиков А.Н. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью: учебное пособие / А.Н. Чумиков. — М.: КНОРУС, 2010. — 152 с.;

4. Сайт «Challenge. Национальная лига кейсов». Электронный ресурс: URL: http://changellenge.com/.

 

Скачать PDF

 

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2017. - 100 с.