Описание "Дискуссии"

Дискуссия – это целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной темы (проблемы). Она предполагает совместное исследование, обмен идеями и суждениями. Выявляет многообразие точек зрения обучающихся, формирует собственный взгляд на проблему.

Дискуссия является одной из эффективных технологий группового взаимодействия. Она нацелена на коллективный обмен мнениями, вариантами решений, сопоставление информации, предложений, идей. Применяется в обсуждении вопросов, тем, задач на которые нет однозначного ответа, существуют различные способы их решения.  В социальных и гуманитарных науках это может быть рассмотрение различных теоретических позиций относительно одного явления, различных интерпретаций одного и того же события. В естественно-математических и технических науках дискуссия может применяться в поиске, анализе разных вариантов, способов решения поставленных задач.

Участие обучающихся в дискуссии обеспечивает глубокое, осознанное, осмысленное, личностное освоение знаний с долгосрочным эффектом за счет активного, заинтересованного, эмоционального обсуждения, в которое они включаются в поисках научного знания. Дискуссия стимулирует их творчество, умение находить нестандартные решения.

Помимо познавательной цели, дискуссия направлена на развитие личностных качеств обучающихся, коммуникативных умений, умений осуществлять анализ информации, выстраивать аргументированное доказательство своих идей и взглядов.

В процессе проведения дискуссии преподавателем создаются условия для открытого выражения участниками дискуссии своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме, возможности изменения своих установок в процессе группового взаимодействия.

Независимо от характера высказываемых мнений (дополняющие или противоположные) основой дискуссии является выявление, сопоставление многообразия позиций, мнений, вариантов решений. Дискуссия позволяет увидеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, что на одну проблему можно посмотреть с разных сторон, найти много вариантов ее решения.

Успех дискуссии во многом зависит от особенностей ее организации и проведения.

Традиционно в ней принято выделять следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный (ориентировка), основной (оценка) и рефлексивно-оценочный (консолидация).

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ (ОРИЕНТИРОВКА)


В рамках дискуссии данные этапы заключают в себе в большей степени самостоятельную (в основном внеаудиторную) работу преподавателя и обучающихся. Состоят они из следующих шагов:

1. Определение места проведения занятия-дискуссии в учебном процессе. Преподаватель может применить ее на следующих этапах изучения темы:

на начальном этапе изучения темы для определения уровня имеющихся знаний обучающихся по теме, выявления существующих представлений об изучаемом объекте (явлении), дальнейшего выстраивания плана обучения;

- в середине изучения темыдля промежуточного контроля знаний, определения степени освоения, понимания материала обучающимися, выявления аспектов, требующих дополнительного разбора, проработки;

- при завершении изучения темыдля выявления степени освоения материала, контроля и оценки знаний, анализа глубины понимания темы.

2. Определение темы дискуссии, составление плана предстоящего занятия.

3. Сообщение темы и цели дискуссии (основной дискуссионный вопрос) обучающимся.

4. Предоставление списка источников информации по проблеме (при необходимости), уточнение понятийного аппарата.

5. Информирование обучающихся о технологии проведения дискуссии (правила участия в дискуссии, формат выступлений).

Правила участия в дискуссии (можно подготовить и раздать обучающимся или продемонстрировать на экране):

- рассуждать объективно, логично, последовательно;

- каждое высказывание подкреплять фактами, аргументировать;

- дать возможность высказаться каждому участнику;

- учитывать каждое мнение, позицию;

- вести обсуждение только по теме дискуссии без  “перехода на личность”;

- уважительно относиться друг к другу;

- время выступления каждого участника 5-7 минут.

Формат выступлений:

- устное сообщение;

- сообщение с презентацией;

- сообщение с раздаточным материалом и др.

6. Определение преподавателем необходимых материалов и оборудования для проведения дискуссии:

- аудитория с необходимой техникой (проектор, интерактивная доска и т.п.);

- компьютерный класс;

- просторная аудитория с возможностью перемещения мебели (при работе в группах);

- раздаточные материалы (для обратной связи, рефлексии, памятки и т.п.);

- и др.

7. Формирование  групп(при необходимости) для представления различных мнений (решений, позиций) по теме дискуссии.

8. Анализ информации по теме.

             9. Мотивация обучающихся к активному участию в дискуссии.

ОСНОВНОЙ ЭТАП (ОЦЕНКА)


Перед началом необходимо напомнить обучающимся о правилах участия в дискуссии. Далее, на протяжении всей работы группы, преподаватель выступает в роли модератора (ведущего): следит за выполнением основных правил участия в дискуссии, координирует деятельность участников, направляет ход дискуссии в нужном направлении, контролирует соблюдение регламента выступления, совместно с обучающимися анализирует и оценивает предлагаемые альтернативы.

Непосредственное проведение дискуссии представляет собой аудиторную работу преподавателя-модератора и обучающихся. Можно выделить следующие шаги данного этапа:

1. Выступление участников, предъявление ими своих аргументированных мнений, решений (с представлениями фактов, примеров, доказательств своей точки зрения, позиции), что способствует обмену и сбору идей по теме.

2. Совместное обсуждение (перекрестный опрос участниками друг друга с целью выявления сильных и слабых сторон каждой позиции), что способствует погружению в тему и более глубокому ее анализу.

             3. Подведение итогов, анализ и оценка полученных вариантов решений.

 

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (КОНСОЛИДАЦИЯ)


Этот этап завершает работу по обсуждаемой теме и заключается в подведении ее итогов, консолидации выработанных решений. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Упорядочение, систематизация, совместная оценка и анализ полученных результатов.

2. Сопоставление целей дискуссии с полученными результатами.

3. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы, осуществление контроля знаний, умений обучающихся по теме дискуссии (тестирование, контрольная работа, эссе и т.п.).

4. Самооценка обучающихся об участии в дискуссии, выявление приобретенных профессиональных знаний и умений, личностных качеств.

             5. Самооценка преподавателя о проведении дискуссии, достижении поставленных целей обучения.

 

Дополнительные источники информации о дискуссии:

 
1. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ, Феникс, 2010. — 333 с.: ил.
 
2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — С. 143-167.
 
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 151-161; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://www.alleng.ru/d/ped/ped028.htm(11.04.2016).

 

Скачать PDF

 

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2017. - 100 с.